?

Log in

всякое в СМИ - Ella
April 8th, 2016
05:25 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
всякое в СМИ
Меня предсказуемо стало много. Но это временно.
BBC http://www.bbc.com/russian/russia/2016/04/160408_qd_reform_police_guard_russia - про реформу правоохраны и нацгвардию. В одном месте либо я сама оговорилась, либо мысль переврана с точностью до наоборот: ФСКН передают в МВД с почти полным сохранением оргструктуры, под отдельного профильного зама, бережно и нежно. А не без сохранения, с перетряской, что было бы гораздо лучше.
Moscow Times http://www.themoscowtimes.com/news/article/putins-personal-army-analysts-on-russias-national-guard/564986.html - про нацгвардию.
Росбалт http://www.rosbalt.ru/blogs/2016/04/06/1504481.html - про нее же.
Сергей Пархоменко цитирует http://echo.msk.ru/programs/sut/1743916-echo/
Дождь https://tvrain.ru/teleshow/parhomenko/ella_panejah-407007/ (подписка, сорри) - про то, чего ждать бизнесу.
Слон https://slon.ru/posts/66317 (текст под катом) - подробная статья про самое важное для нашей жизни в реформе, что происходит с МВД и вливающимися в него ведомствами. Уже немного морально устаревшее, сюжет развивается.

Вот мы и дождались реформы правоохранительной системы, о которой так много говорили. Как и ожидалось, получилась реформа без реформы: чисто ведомственное слияние с поглощением, дополненное перераспределением уже существующих полномочий. Никакого пересмотра принципов деятельности правоохранительных органов, никакого существенного изменения кадрового состава: в МВД вливаются ФСКН и ФМС, а из его состава, в свою очередь, выделяются Внутренние войска, которым предстоит стать основой Национальной гвардии.

Ничего, что могло хотя бы теоретически стать ответом на главные проблемы в деятельности МВД. Сверхцентрализацию, непрозрачность, неподотчетность обществу и гражданским органам власти, работу на показатели, перекошенную организационную структуру, выражающуюся в избытке управленцев за счет дефицита «земляных» сотрудников, громоздкость и, как следствие вышеперечисленного, высокая подверженность коррупции и склонность пренебрегать правами граждан в погоне за формальными показателями – все это осталось без изменений.

Обратим внимание на три основных момента, определяющих характер реформы, а потом поговорим предметно о задействованных в ней ведомствах.

Никаких стимулов к переменам

Первое. Непрозрачный и внезапный характер изменений. В принятом сегодня стиле управления государством реформа приходит как бы ниоткуда, выглядит ситуативной аппаратной импровизацией: без связей с многолетней общественной и экспертной дискуссией, без даже формальной отсылки к основным проблемам правоохранительной сферы, волнующим общество. Даже без толковых объяснений, зачем это все понадобилось.

Смысл создания Национальной гвардии нам не поясняют вообще никак, по переподчинению ФСКН в нашем распоряжении туманная фраза Владимира Путина о том, что имели место обсуждения (чего? с кем?) и «одно из предложений мы реализуем». Для представителей попавших под реформу ведомств, за исключением, может быть, собственно МВД, решения президента также выглядят полным сюрпризом. Не то попытка смазать впечатление публики от панамского скандала, не то внезапный каприз автократа, фрустрированного тем фактом, что самая сильная в федерации преторианская гвардия лояльна не ему, а одному из руководителей субъектов.

Второе. Заметная часть проблем МВД проистекает просто из того факта, что это ведомство очень большое – порядка миллиона человек – и при этом до предела централизованное. Попросту говоря, очень трудно качественно управлять единой, иерархически выстроенной организацией, когда она такая огромная, – иные страны имеют меньшее население.

Так, повсеместные и вряд ли до конца устранимые недостатки пресловутой «палочной системы» оказывают тем большее негативное воздействие на результаты полицейской деятельности, чем больше иерархических уровней управления участвуют в погоне за показателями. МВД России же объективно обладает высокой численностью, подразумевающей множественность уровней управления – просто потому, что Россия большая страна с единым федеральным полицейским ведомством. Кроме того, российская полиция отличается низкой эффективностью (на одного полицейского служащего приходится меньше расследованных уголовных дел, чем практически в любой полиции мира) и более высокой численностью полицейских на душу населения, чем принято в мире.

На одного полицейского служащего приходится меньше расследованных уголовных дел, чем практически в любой полиции мира
И в дополнение, как и в большинстве российских ведомств, там многовато приходится генералов на одного рядового. Запущенная вчера реформа эти проблемы только усугубит. У МВД забирают Внутренние войска и, возможно, ОМОН, и так в организационном плане находившиеся на отшибе, имевшие свое командование и отдельную систему управления. Вливают же в состав и так неприлично громоздкого ведомства наркоконтроль и миграционную службу, имеющие собственные подразделения на районном и ниже уровне и занятые той деятельностью, которую теперь они будут осуществлять в составе территориальных подразделений МВД, в общей организационной рамке, в которую им будет легко влиться.

И ФМС, и ФСКН в свое время были выделены из состава МВД, системы контроля и отчетности там унаследованы от советской милиции и существенно не менялись. МВД становится еще больше: еще более громоздким и централизованным, с еще более широким букетом полномочий. А значит – еще более непрозрачным, безразличным к нуждам людей на местах и самодостаточным в своей бюрократической подотчетности.

Третье. Какие бы недостатки в деятельности передаваемых в состав МВД ведомств реформаторы ни надеялись этой мерой устранить, эта попытка провалена уже заранее. Вливая в крупнейшую в стране силовую структуру дополнительные подразделения целиком, с неизменным кадровым составом (в случае ФСКН полностью, в случае ФМС с сокращением на 30%), организационной структурой и набором полномочий, вы не добьетесь существенных изменений в том, как они осуществляют свои функции. Рабочие практики, представления о своих обязанностях, форматы отчетности и оценки деятельности, даже коррупционные цепочки там, где они есть, – все останется на месте. И перекочует в новую структуру вслед за людьми и связями между ними.

Ловить врачей, выписывающих обезболивающее раковым больным, куда безопаснее, чем борьба с реальной наркопреступностью
Бывшие сотрудники ФСКН и в полицейских погонах продолжат ловить врачей, выписывающих обезболивающее раковым больным, и ветеринаров на использовании чуть более гуманных средств для наркоза котикам. Это проще, безопаснее и лучше смотрится в отчетности, чем борьба с реальной наркопреступностью. Бывшее подразделение МЧС также продолжит то, что умеет и может делать, – старыми методами под новой, более мощной ведомственной крышей. Стимула к переменам нет.

Государева оборона

Теперь о ведомствах. Упразднение ФСКН было бы хорошей новостью, если бы ее действительно расформировали полностью. Основное бремя борьбы с наркомафией и так несло МВД. План на преследовании рядовых потребителей наркотиков с одинаковым энтузиазмом делают оба ведомства. Единственное, чем Госнаркоконтроль выделялся на общем фоне, так это упорным преследованием добросовестных пользователей наркотических средств – врачей и больных. Именно ФСКН несет ответственность за то, что в России получение обезболивающих для страдающих от болевого синдрома людей связано с бесконечным и ежедневным хождением по инстанциям, врачи запуганы до того состояния, когда страдания пациентов не играют уже никакой роли на фоне угрозы самому оказаться под уголовным преследованием. «Скорая помощь» приезжает на ДТП с одной ампулой нужного средства в аптечке и выбирают, кого колоть, а кого так везти, а в больницах после полостных операций пациентов утешают в лучшем случае анальгинчиком.

В мире созревает понимание, что бороться с наркопотреблением уголовными средствами примерно так же эффективно, как лечить простуду усекновением головы. Это проблема медицинская и социальная, и полицейское вмешательство ее только усугубляет. Но распускать ФСКН никто не собирается – ее передают в МВД целиком, бережно сохраняя и кадровый состав, и привилегии для сотрудников, чтобы не дай бог не разбежались по ходу, и организационную целостность отдельных подразделений.

Совсем не трудно предположить, что в сфере оказания услуг гражданам и бизнесу нас ждут существенные ухудшения.
В составе МВД каждая организационная единица продолжит делать то, что привыкла; в полицейскую систему показателей борцы с наркотиками впишутся прекрасно. Особенно ко двору придутся фирменные ноу-хау в виде приемов борьбы с сердобольными докторами, производителями маковых булочек и так называемых прекурсоров, то есть любых веществ, используемых в промышленной химии, вплоть до общераспространенной серной кислоты. Лишь бы был хоть какой-то повод сказать, что и в производстве наркотических средств их можно использовать.

Упразднение ФМС хорошей новостью не является ни в каком виде. Обособление миграционного контроля в отдельное и, что немаловажно, гражданское ведомство было, при всех претензиях к его деятельности, немалым достижением. Сложно предсказать, как изменятся практики преследования рядовых мигрантов. Но совсем не трудно предположить, что в сфере оказания услуг гражданам России и бизнесу нас ждут существенные ухудшения. В последнее время удалось отладить такие рутинные, нужные всем процессы, как выдача общегражданских и заграничных паспортов, регистрация граждан России по новому месту жительства. В составе МВД сотрудники бывшей миграционной службы утратят стимул к совершенствованию этих неприметных, но важных для каждого читателя этой статьи аспектов своей деятельности. Ведь чем крупнее и влиятельнее ведомство, тем более оно независимо от живущих в стране людей. В полицейской отчетности куда лучше будет смотреться рост количества наказанных нелегалов, чем сокращение времени и усилий на получение необходимых документов для нас с вами.

Чем крупнее и влиятельнее ведомство, тем более оно независимо от живущих в стране людей

Что же касается Нацгвардии, то это нововведение находится полностью в распоряжении нацлидера. Судя по тому, что данной структуре передаются функции ОМОНа и СОБРа, а ее кадровую основу составят бывшие Внутренние войска МВД, ни на какую борьбу с «терроризмом и экстремизмом» нацелить ее не получится. Хорошо вышеперечисленным удаются только разгоны мирных манифестаций в столице, чуть хуже – контроль разбушевавшихся футбольных фанатов и совсем уж никак – усмирение истинных радикалов, как в ходе межнациональных столкновений вроде последней калмыцко-дагестанской разборки, так и в тех случаях, когда русские националисты атакуют мигрантов или ряженые казаки громят выставки.

Планируемая численность 400 тысяч человек, соизмеримая с численностью вооруженных сил, прямая подчиненность президенту и набор полномочий, перечисленных в законопроекте, говорит о том, что речь идет не еще об одном новом правоохранительном ведомстве. Речь о создании дополнительной военной структуры, не ограниченной, в отличие от собственно армии, в применении силы против российских граждан на территории страны и не отягощенной, в отличие от полиции, задачами по поддержанию правопорядка на повседневном уровне.

(5 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:ailev
Date:April 8th, 2016 03:05 pm (UTC)
(Link)
Ты бы аккуратнее со словосочетанием "морально устаревший" по отношению к таким текстам. Не знаю, какой тут эмотикон поставить, нужно ведь что-то типа "чёрный смайлик".

С какой скоростью мораль тут устаревает по отношению к скорости прокисания новостей, можно отдельно обсуждать.
[User Picture]
From:zaharov
Date:April 8th, 2016 05:35 pm (UTC)
(Link)

Когда уже был собран и обдуман опыт гражданской войны в Сирии, вышла целая серия статей военных экспертов и политологов о причинах провала сирийского государства в борьбе с террористической армией. Одной из важных причин была неспособность полиции отразить нападение отряда террористов (взрыв участка, а приехавшее подкрепление расстреливается засадой из пулеметов и минометов). Крупные отряды боевиков просто физически уничтожили полицию на территории оппозиции. Армия в то время также не могла бороться с боевиками из-за низкой мобильности и инерционности, а спецназ был скован волнениями и терактами в Дамаске.
Именно с этой террористической угрозой и должна, на мой взгляд, бороться Национальная гвардия, а вовсе не с предотвращением терактов. Если это так, то реформа очень логична. Для ведения борьбы с террористической армией типа ИГИЛ нужна именно единая военная централизованная структура с тяжелым вооружением, но мобильная и размазанная по всей стране

(Deleted comment)
[User Picture]
From:logos
Date:April 10th, 2016 06:14 pm (UTC)

зачем

(Link)
Да ещё пытаются продавить до думских выборов. Старая тактика, ведущая начало с 26 октября 1917-го: систематически и неожиданно лишать потенциальных оппонентов любого запаса времени на подготовку или реакцию, всё время ставя их перед фактом (будь то низложение Временного правительства, проведённое накануне II съезда Советов, крымский кризис или все нынешние меры). На этом пути хороши любые средства, будь то бесконечные переносы сроков выборов, назначение предвыборных кампаний на период отпусков, принятие в тот же отпускной период указа о смене модели приватизации (1992), ввод войск в Закавказье (2008) без санкции Совета Федерации и проч.
[User Picture]
From:logos
Date:April 10th, 2016 06:15 pm (UTC)

Нацгвардия

(Link)
Дорогая Элла, условно поздравляю с упрочением известности - увы, по невесёлому поводу...
Powered by LiveJournal.com