?

Log in

No account? Create an account
В Ведомостях про российскую версию коррупции - Ella — LiveJournal
April 24th, 2014
02:15 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
В Ведомостях про российскую версию коррупции

http://www.vedomosti.ru/opinion/news/25769041/korrupciya-kak-osnova-ekonomiki

Российская коррупция давно привлекает внимание исследователей и считается одной из самых ярких особенностей российского государства и одним из главных тормозов развития страны. По данным социолога Дмитрия Рогозина (не путать с вице-премьером), на протяжении 2000-х гг. о коррупции в России вышло 132 статьи в научных журналах, индексируемых ISI Web of Knowledge, т. е., по сути, во всех признанных научных журналах мира. Большее внимание мировой науки в этом плане привлек только Китай (см. «Обзор публикаций о коррупции», «Отечественные записки», № 2 (47), 2012). В индексе восприятия коррупции Transparency International 2013 г. Россия делит 127-135-е места в рейтинге 177 стран, находясь на одном уровне с Гамбией, Никарагуа и Пакистаном и существенно уступая, скажем, пресловутой Нигерии (106-е место). Это все не новость. Гораздо интереснее, когда исследователям удается взглянуть на коррупцию вблизи, увидеть, что именно отличает российский случай от сравнимых с ним, особенно если взять страны, находящиеся в похожей ситуации. Еще интереснее, когда получается сделать прогноз, который сбывается всего через три года.

Одна такая статья была опубликована три года назад (Estrin S., Prevezer  M. The Role of Informal Institutions in Corporate Governance: Brazil, Russia, India, and China Compared // Asia Pacific Journal of Management, 2011, Vol. 28, No. 1. P. 41-67), и сравниваются в ней между собой страны БРИК. Мало кто тогда мог предполагать, что через три года Россия вылетит из короткого списка крупных развивающихся стран, наиболее перспективных с точки зрения инвестиций. Тем интереснее взглянуть, какие именно различия исследователям были видны уже тогда. Только в России коррупционная составляющая ведения бизнеса является доминирующей и переопределяет все остальные представления — об эффективности, этичности и правовой подоплеке хозяйственной деятельности, суммирует Рогозин доводы ученых.

Речь, если постараться перевести научные термины на бытовой язык, идет вот о чем. Коррупция как часть неформальных институтов, управляющих взаимодействиями между людьми, может взаимодействовать с формальными правилами (писаным законом, инструкциями для чиновников) несколькими разными способами. Они могут помогать людям справляться с неудобными законами, действовать в обход их. Если бы такие институты не вырабатывались, любой неудачный закон просто парализовывал бы всяческую деятельность. Это, с точки зрения авторов, случай Китая и в меньшей степени Индии: жесткие и громоздкие правила компенсируются наличием гибких неформальных механизмов их обхода или замещения. В Китае по идеологическим причинам до сих пор отсутствуют формальные, легализованные механизмы защиты частной собственности; однако неформально, через систему политических сигналов, коммунистическое правительство на местном уровне действует так, чтобы собственник чувствовал себя более-менее защищенным. Система неформальных соглашений с местными властями о количестве уплачиваемых налогов и взаимной лояльности, включающая в себя наверняка и коррупционные компоненты, — это хуже, чем верховенство закона, но лучше, чем ничего.

Также неформальные институты могут помогать людям, если так можно выразиться, «организовать» свою деятельность там, где формальные правила не избыточны и эффективны, но применяются слишком жестко. Это случай Бразилии, где доступ к участию в хорошо регулируемой формальной экономике является своего рода привилегией для игроков с большими ресурсами, а изрядная часть экономической деятельности осуществляется в теневом секторе. Ничего хорошего в этом раскладе нет, но это система, где есть куда (в формальный сектор) стремиться и есть возможность для выживания в низкорегулируемой среде для тех, кому игра по формальным правилам не по карману.

И наконец, неформальные институты могут быть организованы таким образом, чтобы позволять тем, кто применяет формальные правила — чиновникам и государству в целом, — пользоваться низким качеством и избыточностью этих правил в своих интересах, применяя их селективно. Извлечение административной ренты здесь становится не побочным эффектом несовершенства отдельных правил, а самим смыслом их существования, а несовершенство формальных институтов, в свою очередь, — условием функционирования государства, залогом его власти над людьми. Это, к сожалению, и есть случай России. Главная цель государственного человека, который правила применяет, — создать максимум проблем тем, к кому он их применяет; именно эти проблемы могут быть конвертированы в ренту, власть и статус; главная цель компании — защититься, в том числе и при помощи коррупции.

В результате в России особенно плохо обеспечен энфорсмент именно тех законов, которые необходимы для функционирования экономики, и относительно хорошо — тех, которые регулируют обязанности бизнеса. Администрирование налогов в России работает на порядки успешнее и организовано куда лучше, чем защита прав собственности; разнообразное мелкое регулирование, правила документирования деятельности и отчетности становятся чуть ли не главным фактором, определяющим выживание любой организации; в том время как, скажем, защита контракта или та же антикоррупционная политика провисают за ненужностью правоприменителям. На выходе — конфликт между государством и экономикой и бизнес-климат, обусловивший текущую рецессию.

 

Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/25769041/korrupciya-kak-osnova-ekonomiki#ixzz2znVRckPo

(6 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:bbb
Date:April 25th, 2014 05:20 am (UTC)
(Link)
Мало кто тогда мог предполагать, что через три года Россия вылетит из короткого списка крупных развивающихся стран, наиболее перспективных с точки зрения инвестиций.

Это из какого списка Россия вылетела? Я просто не в курсе.

И еще мне кажется, что не стоит внедрять в наш несчастный язык слово "энфорсмент". Ведь то же самое можно было бы сказать так: "в России особенно плохо обеспечено выполнение (вариант - соблюдение) именно тех законов, которые etc"
[User Picture]
From:ella_p
Date:April 25th, 2014 05:42 am (UTC)
(Link)
Вот мне как раз кажется, что в данном случае стоит - понятие нужное, а адекватного русского аналога так и нет, даже об устойчивом переводе в несколько слов договориться не получается. Это именно тот редкий случай, когда заимствование уместно.
[User Picture]
From:yura_sh
Date:April 25th, 2014 01:11 pm (UTC)
(Link)
Хотел сказать, что режет глаз слово "энфорсмент", так не только мне выходит.
From:bbb
Date:April 25th, 2014 01:20 pm (UTC)
(Link)
Ну, мне кажется, что понятие "государство обеспечивает выполнение закона" - практически тождественно понятию "государство осуществляет энфорсмент закона".

Но это, положим, дело вкуса.

А вот что по первому вопросу? Откуда Россия вылетела (кроме как из восьмерки)?
From:fe_b
Date:April 25th, 2014 06:45 pm (UTC)
(Link)
Энфорсмент - нужное заимствование.
Это не исполнение закона, а принуждение к исполнению закона.
В России к закону относятся как к чему-то необязательному или досадной помехе
и точно знают, что исполнен закон будет избирательно.
А судебное постановление, вообще, мало ассоциируется с законом.
Так что без энфорсмента никак.

Само это слово, а точнее, работающий институт может и должно изменить законодательную и судебную практику.
Закон обязательный к исполнению вынужден иметь корректную формулировку.
[User Picture]
From:djon_perrao
Date:May 10th, 2014 07:05 am (UTC)
(Link)

Коррупция в России достигла чудовищных размеров при руководстве Путина.
Говорят, что команда плохая. Каков поп, таков и приход. Мартин.
Powered by LiveJournal.com