?

Log in

No account? Create an account
В Ведомостях - про то, что не надо бегать в Кремль с идеями - Ella — LiveJournal
February 25th, 2015
12:15 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
В Ведомостях - про то, что не надо бегать в Кремль с идеями
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/39742931/ne-vremya-dlya-reform

Не время для реформ
Сейчас любая ведомственная реформа — а других власть проводить не умеет — пойдет во вред
Элла Панеях
Vedomosti.ru
25.02.2015

Эта публикация основана на статье «Не время для реформ» из газеты «Ведомости» от 25.02.2015, №32 (3778).
Экономический кризис, переходящий в долгосрочную рецессию, дает многим надежду на новый виток реформ. Не будет утопизмом предположить: в верхах — у президента Путина и его ближайшего окружения — должно в какой-то момент прорезаться понимание, что уже не получится выползти из «временных трудностей» с громоздким и неэффективным госаппаратом, с бизнесом, перерегулированным и запуганным административным насилием, с устоявшимися за тучные годы масштабами бюджетных злоупотреблений. В этих условиях — да еще и от ужаса перед тем, что советуют те советники, к которым прислушиваются в верхах, — прогрессивных экспертов так и тянет в очередной раз предложить правительству свои квалифицированные услуги. А с ними и стандартный либеральный пакет: прозрачность финансовых потоков, спрямление оргструктуры ведомств, упрощение нормативной базы, рихтовку систем оценки результатов работы госорганов от манипулируемых показателей к «объективным», сокращение сотрудников с повышением зарплаты оставшимся, борьбу с, прости господи, коррупцией… За последнее время с предложениями о реформе госуправления выступили и Алексей Кудрин, и Герман Греф.

Автор этих строк не принадлежит к принципиальным диссидентам, воспринимающим любое сотрудничество с недемократическим режимом как предательство идеалов, и сама принимала участие в исследованиях «под реформу» разных российских ведомств (в основном в составе Института проблем правоприменения ЕУ Спб). Но конкретно сейчас предлагать власти какие бы то ни было реформы, даже самые разумные и хорошо продуманные (неважно, умеренные или радикальные), — не время. Сейчас любая ведомственная реформа — а других власть проводить не умеет — пойдет во вред. Вот несколько аргументов.

О недостатках институциональной среды в России известно; лекарством от нее представляются административные реформы — перетряска оргструктуры и принципов деятельности ведомств. Но мы часто забываем, что организации и взаимодействие между ними, качество работы судов и даже политическая конкуренция — это лишь проявления институциональной среды. Сама она, в переводе с профессионального языка на русский, — это представления людей (в данном случае — сотрудников госорганов), которые определяют, что и как делать допустимо и правильно, а что — неприлично, безрассудно или нелояльно; какие критерии определяют удачу/провал деятельности, какие маркируют хорошего/плохого работника. Представления о том, что в этой системе делать можно, что нельзя, а что — непременно нужно, за какие действия нужно наказывать, а какие — поощрять.

Очевидно, что институциональная среда отражается на имплементации любой реформы, на процессе любых изменений даже сильнее, чем на повседневной деятельности. То, как поведут себя люди и структуры в ходе реформы, определит новые схемы поведения и структуры на годы вперед. Так вот, сейчас деградация институциональной среды в России докатилась до той степени, когда любая инициированная сверху перетряска любой госструктуры сработает лишь на усиление этой самой деградации.

Начнем с банального. Полное отсутствие площадок для общественной дискуссии — слово «независимой» пропущено здесь не зря, речь вообще о какой-либо дискуссии с участием профессионалов и представителей заинтересованных групп — означает непременные провалы в логике и неучет проблем и интересов тех, кого реформа затронет. Никто не может знать все. Вы можете быть семи пядей во лбу и прекрасно ориентироваться в своей области, но если ваши предложения не обсудят другие профессионалы, практики за пределами чисто ведомственных интересов, получатели «госуслуг» и те, по чьим интересам проезжается деятельность реформируемой организации, — в вашей логике и понимании «матчасти» обязательно найдутся дырки. В результате человеку, который вдруг обнаружит, что из-за какого-то нюанса вашей программы или своего уникального положения он остался, скажем, без медпомощи, в буквальном смысле будет некуда обратиться.

Ни отстаивать свои интересы, ни даже просто донести до авторов или инициаторов реформы сам факт существования таких «исключений» сейчас невозможно. Да и самому этому человеку не расскажут все нюансы в подробностях, чтобы он осознал проблему до того, как она по нему ударит: сейчас ни у кого нет стимула разжевывать информацию «для тупых». Ни у официального ТВ, ни (в условиях отсутствия политической конкуренции за рядового избирателя) у альтернативных СМИ, ориентированных почти исключительно на образованный класс. Так вполне разумная по замыслу реформа госмедицины из-за неучета деталей и подробностей на глазах превращается в ад, угрожающий здоровью и жизням миллионов людей.

Чуть ближе к практике. Все российские ведомства перекошены по структуре в пользу административного персонала: там слишком много начальников, еще больше рядовых управленцев, которые помогают начальникам справиться с постоянно растущим бумагооборотом, и слишком мало «полевых», «земляных» работников. Поэтому любое разумное предложение по реформе чего-либо непременно включает в себя сокращение персонала профильного ведомства в целом или уменьшение количества хлебных начальственных мест. Но переход по иерархии вниз начиная с какого-то уровня почти равноценен увольнению: зарплаты начальников и низовых сотрудников в России отличаются во многие разы.

В отсутствие внешнего контроля и оценки по результатам (новую распрекрасную систему оценки еще придется внедрять, а в процессе организационной перетряски эти гайки всегда слегка откручиваются) стимул сохранять в системе руководителей, демонстрирующих хорошие результаты, не увеличивается, а падает. Зато при перетряске возникает большой соблазн выпихнуть лучших руководителей, чтобы посадить на их место тех, кто при сокращении теряет нынешнюю должность: лояльных, «своих» или просто связанных с руководством коррупционными связями, не говоря уже о «блатных», которых уволить опасно. Представьте: вы — глава отдела в Минздраве, а у одного из претендентов на сокращение родственники в ФСБ. Упс? Страшно ведь.

В текущей политической атмосфере при сокращении привлекательных рабочих мест в госаппарате неизбежно и что-то вроде стихийной политической чистки: непременно всплывет аргумент лояльности — нелояльности сотрудника в условиях жесткой конкуренции за оставшиеся места. Получается, организационная перетряска, в каком формате ее ни задумывай, на местах вымывает именно тех сотрудников, которые в нормальных условиях могли бы стать проводниками прогрессивной реформы: более современно мыслящих, готовых ставить под вопрос привычные практики, да и просто более независимых (что нередко следствие не столько особенных черт характера, сколько профессионализма и опыта, делающих сотрудника труднозаменимым).

Опасным становится даже банальное повышение зарплаты низовым сотрудникам — мера, еще недавно уверенно приводившая к повышению качества кадрового состава почти везде (российская полиция в бедных регионах, где стандартные полицейские зарплаты выглядят весьма достойно на общем фоне, в среднем ведет себя с населением заметно корректнее, чем в более богатых и развитых регионах). В условиях кризиса, общего сокращения рабочих мест и при текущем уровне кумовства и блата в госструктурах повышение зарплат низовым сотрудникам может привести лишь к усилению этих негативных практик и к тому, что сотрудники еще сильнее будут искать возможности понравиться начальству — как по формальным (оценочно-палочным) критериям, так и по неформальным. Повысив зарплаты ОМОНу, мы получили не более квалифицированный, вежливый и тренированный ОМОН, а более жестокие разгоны митингов. А что сдерживаться? Суда все равно что нет, отсев садистов по профнепригодности не работает, начальству хвост за избитых людей не крутят. Плюс острый соблазн имитировать повышение зарплат при нехватке средств, что при растущей закрытости госучреждений, от спецслужб до школы, тоже работает на усиление кумовства.

«Повысив» зарплаты учителям через увеличение учебной нагрузки, мы получили учителя, еще больше занятого бумажками, формальными показателями, показухой, натаскиванием детей к ЕГЭ, еще более зависимого от начальства и еще менее склонного заниматься своим предметом. Не говоря уже о внимании к личности и достоинству учеников, о способности прислушиваться к запросам и интересам их семей. Можно себе представить, что в жизни административных клерков, менее тесно связанных с «землей», происходит примерно то же самое, только не в таком драматичном виде: усиленное генерирование бумагооборота, еще больше перегружающее подчиненных и смежников; повышенное внимание к инструкциям и пониженное — к проблемам, бедам и нуждам живых людей.

Та же тенденция — с прозрачностью и антикоррупционными мерами: в текущей бюрократической культуре они приводят только к тому, что власть (а с ней и коррупционные возможности в удвоенном масштабе) перетекают от тех, кто делает что-то конкретное — учит, лечит, ловит преступников или хотя бы координирует этот процесс, к тем, кто проверяет и наказывает их. В результате в длинные праздники даже за взятку (а без нее — тем более) вы уже сейчас не можете получить серьезные обезболивающие таблетки, а доля ваших налогов, которая оседает в чьих-то карманах, лишь растет. Еще пара витков совершенствования регулирования — останетесь и без аспирина. Плохой момент для реформ не продлится вечно. Но сейчас — худшее время из возможных.

Автор — социолог

(26 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:taki_net
Date:February 25th, 2015 10:05 am (UTC)
(Link)
Элла, пусть это банально - но это замечательная статья, как мне кажется, лучшее в жанре популяризации (не могу оценить Ваших более специальных работ).
[User Picture]
From:ella_p
Date:February 25th, 2015 05:22 pm (UTC)
(Link)
Спасибо )
[User Picture]
From:dikem
Date:February 25th, 2015 10:13 am (UTC)
(Link)
Великолепно!
[User Picture]
From:vitus_wagner
Date:February 25th, 2015 10:27 am (UTC)
(Link)
И куда же теперь бегать с идеями, если на "философа на троне" надежды никакой (не потому, что на троне не философ, а потому что будь он хоть сто раз философ, против среды переть не сможет)?
[User Picture]
From:timur0
Date:February 25th, 2015 10:30 am (UTC)
(Link)
>>Плохой момент для реформ не продлится вечно.

А что, собственно, и как должно измениться, чтобы он стал удачным? Правильно ли я понимаю, что этот "момент" изменится сам? Какие к этому причины? Вы нарисовали весьма безрадостную и _статичную_ картину, в ней не видно тенденций к изменению к лучшему (моменту).
[User Picture]
From:taki_net
Date:February 25th, 2015 03:02 pm (UTC)
(Link)
Есть два способа... изменения современного автократического государства. Первый - это военная катастрофа и развал государства. Второй - заговор ("революция") "праволиберальной" (технократической) бюрократии. Пример первого - 1917, второго - 1991.

Кстати, после второго типа изменения нет нужды ходить с проектами реформ к тирану, можно их просто делать.
[User Picture]
From:ella_p
Date:February 25th, 2015 05:21 pm (UTC)
(Link)
Разные варианты. Например (самый реалистичный, на мой взгляд), может стать так плохо, что в определенные области режим уже будет готов пригласить образованных спецов, и дать им картбланш. В этой ситуации ходить или не ходить станет вопросом совести. Мой пойнт был в том, что сейчас это даже не вопрос совести - просто нет шансов, что не навредишь.
[User Picture]
From:timur0
Date:February 25th, 2015 07:24 pm (UTC)
(Link)
В какие области в первую очередь? Сейчас пока просматривается тенденция того, что государство скидывает с себя социальные обязательства. Что может быть очень неплохо - если параллельно скинет и свои удушающие надзорные функции, у общества появится шанс в этих областях самоорганизоваться и вырастить свои институты. В здравоохранении это как-то даже начинает работать.
Но некоторые области - прежде всего, армию и охрану правопорядка - государство скорее всего не отдаст (в шерифов в России я не верю). Полагаете, и сюда тоже пригласят спецов на условиях карт-бланша?
[User Picture]
From:livejournal
Date:February 25th, 2015 10:36 am (UTC)
(Link)
Hello! Your entry got to top-25 of the most popular entries of the Northern region in LiveJournal! Learn more about LiveJournal Ratings in FAQ.
[User Picture]
From:vvprasolov
Date:February 25th, 2015 11:19 am (UTC)
(Link)
"Но сейчас — худшее время из возможных." По-моему, это слишком оптимистично. Дна мы пока не достигли. Худшее время из возможных ещё немного впереди.
[User Picture]
From:ella_p
Date:February 25th, 2015 05:19 pm (UTC)
(Link)
Для реформ худшее из возможных. А так-то, конечно, дно еще далеко не достигнуто.
[User Picture]
From:tsirel
Date:February 25th, 2015 11:38 am (UTC)

Ефремов .Час Быка

(Link)
– Так мы условно называем тенденцию плохо устроенного общества с морально тяжелой ноосферой умножать зло и горе. Каждое действие, хотя бы внешне гуманное, оборачивается бедствием для отдельных людей, целых групп и всего человечества. Идея, провозглашающая добро, имеет тенденцию по мере исполнения нести с собой все больше плохого, становиться вредоносной.
[User Picture]
From:ella_p
Date:February 25th, 2015 05:18 pm (UTC)

Re: Ефремов .Час Быка

(Link)
:)
[User Picture]
From:barbi_barbara
Date:February 25th, 2015 03:15 pm (UTC)
(Link)
Это просто отговорки. Любая деятельность хоть кого-то и ущемит, а сидеть и ждать идеальных условий... впрочем во многих русских сказках главные герои чего-то ожидают, иногда десятилетиями. Менталитет такой, авось рыбка золотая поймается...
[User Picture]
From:taki_net
Date:February 25th, 2015 05:44 pm (UTC)
(Link)
Казалось бы, в статье не про идеальные условия. а про то, что сейчас реформа не просто ущемит, а будет контрпродуктивной. И это подробно доказано, развернуто. А ответ на такое рассуждение "вы просто не хотите работать в госаппарате" - слишком знаком.
[User Picture]
From:barbi_barbara
Date:February 25th, 2015 06:45 pm (UTC)
(Link)
Хорошо, 2 простых вопроса о бездействии.
1. Принесут ли эти кумовья пользу стране, оставшись в неизменных условиях?
2. Не станут ли они еще более неуправляемыми от мысли, что даже в кризис им никто ничего не сделал?
И так, мысль: есть очень жесткие варианты реформ, которые все переиначат, но на них не идут из-за того же кумовства. Думаете потом это изменится?
[User Picture]
From:taki_net
Date:February 25th, 2015 07:09 pm (UTC)
(Link)
+++ от мысли, что даже в кризис им никто ничего не сделал?

У нас НЕ КРИЗИС. У нас война.
[User Picture]
From:barbi_barbara
Date:February 25th, 2015 07:15 pm (UTC)
(Link)
А с кем вы там снова воюете? На Беларусь напали штоль?
Война это в Украине, а в Кремле хм... даже не знаю, надо в терминах порыться.
[User Picture]
From:taki_net
Date:February 25th, 2015 07:48 pm (UTC)
(Link)
В Украине война, в России кризис. Понял. Постараюсь не путать.
[User Picture]
From:messala
Date:February 25th, 2015 03:26 pm (UTC)
(Link)
Возможно, лоховский вопрос: а как тогда что-то получилось у Саакашвили? Если я правильно понимаю, реформы его правительства - дело рук нескольких человек, действовавших в, мягко говоря, довольно авторитарном стиле. Они (реформы) не были продуктом независимой, да и зависимой дискуссии.
[User Picture]
From:dikem
Date:February 25th, 2015 04:21 pm (UTC)
(Link)
Что получилось у Саакашвили?
Прицепил страну к региональной гонке вооружений на заемные средства по миллиарду долларов в год.
Нарисовал падение преступности по 20% -30% в год.
Уконтрапупил континентальную систему права и гражданские права ниже плинтуса введя презумпцию виновности для оргпреступности.
Развернул процесс физического уничтожения конкурентов и оппонентов. В итоге получил госпереворот в тени угрозы прямой военной интервенции.

Вы бы еще Адика образца 34-38 годов вспомнили. У него тоже "все получилось".
[User Picture]
From:taki_net
Date:February 25th, 2015 05:42 pm (UTC)
(Link)
Вот вроде разумная критика, но когда видишь в перечне вещи очевидно неверные (падение преступности не миф, например) - вызывает сомнение вся конструкция.
[User Picture]
From:dikem
Date:February 26th, 2015 08:21 am (UTC)
(Link)
Если для вас приемлемы методы Саакашвили по борьбе с преступностью и реформе полиции, то какие у вас претензии к Путину? Путин делает ровно то же самое - экспортирует свой криминал в сопредельные государства.
[User Picture]
From:taki_net
Date:February 26th, 2015 08:35 am (UTC)
(Link)
Вы можете перечитать мой коммент и убедиться, что отвечаете не на него.
[User Picture]
From:ella_p
Date:February 25th, 2015 05:17 pm (UTC)
(Link)
В Грузии на момент прихода Саакашвили не было вообще никаких проблем со свободой прессы и т.п. дискуссионными площадками. Была коррупция, но не было перекоса в пользу адмперсонала внутри ведомств - нефтяных жирных лет предшествующих не было. "Лояльным" новой власти смотрелся внутри любого ведомства именно прогрессист, а не патриот СССР. Ну, просто совсем другая ситуация. И то, в тех сферах, где у Саакашвили особенно получилось, реформы имели вид "разогнать под корень и набрать новых в новую структуру".
[User Picture]
From:ntnwoc
Date:March 24th, 2015 08:15 am (UTC)
(Link)
Хорошего денёчка и берегите здоровье, скоро придёт весна!))
Powered by LiveJournal.com