?

Log in

No account? Create an account
выбор курсов - Ella
September 23rd, 2015
10:53 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
выбор курсов
Вот Сонин дело пишет, что в университетах критически важно иметь широкое образовательное "ядро" обязательных курсов, и возможность выбора остальных - специализирующих - курсов для студентов. А я в реальном времени наблюдаю, во что упираются попытки организовать для студентов выбор в упомянутой Вышке прямо сейчас.

Значит, поскольку сделать курсы по выбору, как в западных университетах, где ты сам выбираешь себе индивидуальный набор из доступного, следя только за структурой пакета по соотношению дисциплин, и за порядком курсов - слишком дорого и управленчески громоздко, питерская ВШЭ придумала такой трюк. Формально организуется обычный обязательный курс для всех третьекурсников факультета социологии (три группы). В его рамках организуются три подкурса, в одно время, с одним количеством кредитов, но разными преподавателями и разными тематиками. Студенты выбирают из трех опций, и записываются индивидуально, а не по группам, в тот класс, который им больше нравится. Для большей экспериментальности класс еще и читается по-английски. Один из преподавателей иностранец, двое других закончили американские аспирантуры, читают то, что сами учили-преподавали. Все на полном серьезе, как в лучших домах Чикаго.

Дата выбора курса ставится на третью неделю после начала семестра, как в американском университете. Третий курс собирают, руководитель школы представляет преподавателей, преподаватели представляют свои курсы, чтобы студенты могли сориентироваться. И я наивно готовлюсь провести еще пару демонстрационных занятий, в ожидании, что люди придут посмотреть на меня, придут посмотреть на моих коллег, и сделают осмысленный выбор.

И, упс - выясняется, что учебная часть не может поставить занятие в программу раньше, чем все студенты определятся с выбором. Для того, чтобы по документам сформировать класс, студентов надо занести в электронную систему, а электронная система принадлежит Москве и спущена регионам, в ней так просто что-то не поменяешь. А не занеся студентов в систему, нельзя начислить нагрузку преподавателям и спустить бухгалтерии нужные ей данные - мы ж не знаем, к кому сколько запишется, да? А заставить преподавателей работать бесплатно, это нарушение ТК и потенциально уголовное дело. В результате студенты являются в мой класс первый раз на этой неделе, уже точно зная, что будут учиться именно у меня.

Ко мне записалось больше всех студентов, на 10 чел. больше, чем я рассчитывала, и я буду пересматривать программу курса: дискуссионный семинар на 37 чел. на иностранном языке (и для всех это первый такой опыт; для меня, между прочим, в том числе - я до сих пор только англоговорящим на языке читала), это тапком убиться*. Я не жалуюсь, класс отличный, я прям вот очень довольна тем, как все в первый раз прошло. Но. Для них-то какой выбор? Ну, вот, один из коллег не смог явиться на презентацию (не по своей вине - его в этот момент водили за ручку по вышкинским бюрократическим лабиринтам, он по-русски не говорит), по сравнению с другим я, видимо, пару раз удачно пошутила, вовремя улыбнулась, догадалась показать студентам свой английский - памятуя о собственном весьма травматичном опыте смены языковой среды, я намерена этому моменту уделить особое внимание. И усе. Никакого отношения к предмету обучения, к сравнению стилей преподавания такой выбор не имеет. Люди просто ткнули вслепую, и не факт, что попали.

Заметим: в этой истории нет ни одного идиота. Руководство школы наизнанку вывернулось, чтобы предоставить студентам выбор в условиях, когда такового системой не предусмотрено. В учебной части, я глазами видела, сидят вменяемые компетентные люди, профессионально исполняющие свою работу. Но их работа в наших условиях - не только расписание составлять и помогать нам, но и держать бумажки в таком порядке, чтобы на университет никто мог и не захотел наехать. И чтобы они, не дай бог, не увлеклись и не подставились, им в руки дано такое количество дискреции, что больше похоже на минус, а не на ноль. И они просто физически не могут, Шишков прости, override систему учета, которая рулит всем.

Вот так работают крупные многосоставные организации в условиях низкого доверия.

*Это не еще одна бюрократическая гримаса, в Вышке есть механизмы, позволяющие регулировать численность класса - я просто не захотела.

Tags:

(10 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:vitus_wagner
Date:September 23rd, 2015 08:28 am (UTC)
(Link)
Что самое ужасное, в этой истории нет не только ни одного идиота, но и ни одного по-настоящему злонамеренного участника. Те, кто разрабатывали эти подзаконные акты (сложившиеся в систему) тоже в общем-то не идиоты, и тоже в общем-то хотели добра.
[User Picture]
From:ella_p
Date:September 23rd, 2015 08:37 am (UTC)
(Link)
Да, ни идиота, ни злонамеренного участника - по крайней мере, в пределах организации. Мотивы тех, кто писал законы, из которых вот это все сложилось, другое дело - но туда мой исследовательский инструментарий не добивает, это вот к Шульман.
[User Picture]
From:cheerfulthinker
Date:September 23rd, 2015 03:04 pm (UTC)
(Link)
Но ведь не закон обязывает жестко централизованной системой пользоваться, в которой нет соответствующего функционала (и вообще странно, что его до сих пор нет, не первый год же выбор существует).
[User Picture]
From:_niece
Date:September 23rd, 2015 05:41 pm (UTC)
(Link)
Мотив состоит в том, чтобы расширять свои собственные - как административного класса - полномочия. Чем больше регулирования - тем больше регуляторов и выше цена спуска/подъема шлагбаума.
From:(Anonymous)
Date:September 23rd, 2015 09:20 am (UTC)
(Link)
Политики и чиновники, национализировавшие образование и придерживающие его во власти государства, - или идиоты, или подлецы.
[User Picture]
From:elotar
Date:September 23rd, 2015 10:18 am (UTC)
(Link)
Идиотов нет? Лол.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:ella_p
Date:September 23rd, 2015 03:04 pm (UTC)
(Link)
Нет, это я там внезапно появилась, а система складывалась годами.
[User Picture]
From:dvv7
Date:September 23rd, 2015 01:38 pm (UTC)
(Link)
Немного странно, скажем, любой магазин умеет нарисовать ту отчетность, которую нужно.

Разве нельзя занести все в систему по факту, а преподавателей - нанять на фиксированную пропорцию ставки или в любой удобной форме сделать им выплату.
[User Picture]
From:cheerfulthinker
Date:September 23rd, 2015 03:02 pm (UTC)
(Link)
Если убрать обидное слово «идиот», то совершенно непонятно, откуда такая жесткая привязка к этой системе. И оговорка, что непонятно, сколько студентов придёт очень странная, можно сделать простую перепись, а потом уже вносить в систему.
[User Picture]
From:altratta
Date:October 6th, 2015 03:50 am (UTC)
(Link)
У Вас хотя бы были презентации курсов. Я студентка, у нас та же система с выбором на 2-ом году магистратуры - есть 2 опции для каждого из 4-ех предметов, из них 1 предмет - на английском. Выбор мы делали в конце прошлого учебного года по ФИО преподавателей (с некоторыми уже имелся опыт общения) и названиям предметов. Лотерея в чистом виде. В итоге после 1 месяца обучения студенты стали плавно перетекать с одного курса на другой. Перейти в другую группу уже, видимо, нельзя, так что ходим на экскурсии друг к другу. Как выяснилось, на самый вменяемый курс по прогнозированию записались 3 человека (сидим и тихо радуемся). Жаль, если наш преподаватель за это получает меньшую зарплату.
Powered by LiveJournal.com