Ella (ella_p) wrote,
Ella
ella_p

Categories:

риталин - 2

При любезной помощи специалистов из ЖЖ и вовне я поразбиралась в проблеме, и выяснилась такая забавная и показательная картина - хоть статью пиши.

Практика постановки диагноза AD(H)D (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности) и назначения детям вызывающего привыкание - практически, наркотического - препарата Риталин стала буквально любимым примером американского тупизма на все случаи жизни. Для поцреотов это просто доказательство того неоспоримого факта, что Америка-параша; для социалистов - симптом гниения капиталистической системы; для традиционных правых - вмешательство государственной школы (диагностика часто начинается с того, что проблему замечает учитель) в автономию семьи; для либертарианцев - катастрофическое последствие ограничения свободы личности.

При различии интерпретаций, собственно описание проблемы практически у всех одно и то же. Вкратце: в этой их Америке тоталитарность общества и подавление личности достигли уже таких масштабов, что каждый живой и энергичный ребенок подвергается психокоррекции в сторону тупого спокойствия и подчинения. Учителя, которым живчик мешает в классе, давят на родителей, чтобы отвели детку к психологу; школьный психолог дает соответствующее заключение и (из не совсем понятных мне соображений) склонен скорее предположить ADHD, чем нет; далее он посылает ребенка к психиатру (психолог не имеет права сам выписать лекарство). Психиатр ставит диагноз и прописывает риталин, который страшная гадость (оговорюсь: с этой позицией я, в меру своего невежества, согласна - по описанию выходит, что гадость жуткая). В результате мы имеем ребенка, чья природно высокая активность напрочь подавлена препаратами. Вместо веселого буйного детеныша перед нами тупая безразличная овца, идеальный винтик капиталистической машины (типичный тупой америкос; несчастный подсаженный на наркоту ребенок; жертва государственного подавления личности).

И вот тут-то начинается хохма.
(Далее я буду в меру своего невежества пересказывать объяснения профессионалов, и очень надеюсь, что если налажаю, то меня поправят)

Для начала маленький сюрприз. Да, риталин вызывает привыкание; да, это фактически наркотик. При приеме лекарства по указанной доктором схеме, он не вызывает эйфории и прочих наркотических эффектов, благо поступает в организм постепенно; но достаточно просто размолоть таблетку в порошок (нарушив постепенность поступления вещества в организм и тем самым слопав за один прием суточную дозу), чтобы словить кайф. Но. Риталин - никоим образом не подавляющий активность препарат. Он не делает нормального человека ни тупым, ни покорным, ни удобным. Наоборот, это стимулятор. Проглотив фабричную таблетку риталина, нормальный здоровый человек временно делается концентрированным, энергичным, может не спать ночь-другую (понятно, что он за это очень дорого заплатит позже). Злоупотребив риталином - ловит кайф примерно как от кокаина или амфетаминов. Т.е. буйный кайф, а не расслабленный.

Так, привет, приехали. И что, гиперактивным детям прописывают стимуляторы?

Да. Дело в том, что ADHD, хотя и имеет одним из симптомов неспособность в нужный момент заткнуться, не вертеться и слушать учителя, по механизму несколько отличается от дурного воспитания и буйного темперамента. ADHD - это повышенная потребность лобных долей мозга в стимуляции (или пониженная чувствительность к ней ). Другими словами, ребенок с этим синдромом сидя смирно и глядя в книгу чувствует себя примерно так, как вы бы чувствовали себя будучи вынужденным сидеть абсолютно неподвижно (скажем, закованный в цепи) и смотреть в белую стену. Попробуйте - делать это добровольно достаточно сложно. Дикий недостаток движения, впечатлений, общения - всего, что стимулирует эти самые лобные доли. Соответственно, ребенок начинает крутиться, болтать, вскакивать с места, отвлекаться от уроков, хулиганить. В целом - делать более размашистые жесты, чем те микродвижения, которые требуются вам, чтобы не чувствовать себя парализованным даже когда с виду вы сидите смирно. По внешней канве поведения такой ребенок ничем не отличается от обычного хулигана, у которого бьет ключом энергия и общительность, а содержание урока вызывает отвращение.

Так вот, давая детям с ADHD сильный и довольно гнусный по побочным эффектам стимулятор, мы добиваемся, при правильном подборе дозировки, следующего: лобные доли частично стимулируются искусственно; в связи с этим они перестают требовать экстра-стимуляции от остальных частей организма, и ребенок оказывается способен сидеть смирно, сосредотачиваться на уроке или задании, включать соображалку, работать над заданием, и вообще всячески контролировать себя. Доказательством того, что эта теория не фейк, является в первую очередь тот факт, что успокаивающие препараты на них действуют столь же парадоксально. Даешь ребенку успокоительного - лобные доли подавляются еще сильнее, и требуют впечатлений еще громче - ребенок начинает бегать по стенкам.

Простыми словами: если ошибочная (избыточная) диагностика ADHD приводит к назначению риталина здоровому хулигану, то он становится еще отмороженнее, еще невнимательнее, еще непоседливее. Никоим образом не превращаясь в овцу.
Если же назначение риталина привело к тому, что ребенок действительно стал более социально приемлемым - значит, диагноз поставлен правильно. Взбесившиеся лобные доли подавляются, и человек может сосредоточиться на реале.

Внимание, вопрос: ну, и как при этом возможна существенная гипердиагностика?
Второй вопрос: а если ее нет, то при чем тут все - любые, приятные мне или нет - идеологические толкования?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments